"Алтайская кругосветка"-2017, отчёт

Сергей Никифоров (NSA65)

Объехав за прошлые годы всю Европу (за исключением Люксембурга и Исландии), в прошлом году зарулив даже в Африку, в Марокко, в этом году решил поехать в прямо противоположном направлении – на восток.
Так родился план маршрута – сначала до Байкала, а обратно через всю Монголию. Закольцевав маршрут, получилась этакая «гантелька» - левый «шарик» от Сарова до Ишима туда по М5, обратно через Тюмень, Екатеринбург и Казань. Потом «ось гантельки» - единственная трасса от Ишима через Омск до Новосибирска. И правый «шарик» - до Байкала по России, обратно через Монголию с возвратом в Новосибирск через Чуйский тракт.
Поехал, как и в прошлом году, с сестрой, на своей 5,5-летней Киа Рио. В Монголию виза не нужна, поэтому быстро собрались и 6 августа выехали из Сарова на Краснослободск, в котором впервые протестировал новейшую его объездную – первую в Мордовии дорогу I категории.
Объехав Саранск, перед Ульяновском остановился в деревне Прислониха – показать сестре дом-музей советского народного художника А.А. Пластова. Я-то здесь уже бывал, но вот памятник художнику ещё не видел.

Перед самим Ульяновском с трассы через забор видны экспонаты музея истории гражданской авиации. ТУ-144 мы уже видели в прошлом году в Зинсхайме, в Германии.

Проехав Димитровград, в Борме свернули налево на Кошки и выехали на М5 в районе, как я называю, «четырёх С»: Суходол, Серноводск, Сургут, Сергиевск. И тут же, свернув с трассы в лесок, встали на нашу первую ночёвку.
Это уже Самарская область, и мы начали перевод стрелок часов - +1 час. Потом будет и +2 часа, +3, +4, +5…
Пройдя по объездной Уфу, начинаем пересекать Урал с въездом в Азию, в которой мы проведём полмесяца.
Опять же объехав по объездной Челябинск, въезжаем в Курганскую область, дорога меняет номер с М5 на М51, и перед городом Щучье ночуем в придорожном мотельчике.
Утром обходим Курган, доезжаем до Макушино и сворачиваем налево на Частоозёрье, Бердюжье, Ишим, чтобы объехать казахстанский участок М51. Тут впервые попадаем на участок плохой дороги (от Макушино до Бердюжье), но как потом оказалось, по сравнению с монгольским бездорожьем – это шикарный автобан :о)
В Ишиме (это Тюменская область) сворачиваем направо на Омск – и пошла сплошная езда, тысячи километров по Западной Сибири, с пересечением великих сибирских рек…

Омск, Новосибирск (после него дорога опять меняет номер на М53), Кемерово, Красноярск, Иркутск. После него дорога уже М55. Расстояния между соседними областными центрами – многие сотни километров, а Красноярск-Иркутск - больше тысячи!

Где-то в Сибири обращаю внимание, что стало много машин с крымскими номерами - 82й регион. Не выдержал, спросил одного: «Да их наделали полно, девать некуда, вот нам тут их и стали выдавать». То-то в следующем году планируют реформу госномеров – вообще отменить коды регионов, будет 4 буквы и 4 цифры…

Из Иркутска сначала едем в Листвянку, на исток Ангары. Полюбовавшись на Шаман-камень в истоке Ангары, выступающим всего лишь на метр из воды, проехали всю Листвянку, потом по канатной дороге поднялись на скалу Черского, с которой открываются красивейшие виды на Ангару и Байкал.

На выезде из Листвянки остановились у памятника писателю А. Вампилову, утонувшему здесь в 1972 году.
Вернувшись в Иркутск, выезжаем из него на Баяндай и далее на паромную переправу в Сахюрте на о. Ольхон. Простояв пару часов в очереди (что-то маловато, учитывая, что это был вечер пятницы), переправились на Ольхон. Работают три парома, все бесплатные.

От переправы до «столицы» Ольхона, Хужира, начинается та самая «дорога», на которую весной Путину жаловались местные жители. Это жуткий грейдер с «гребёнкой», который многими дорожками по степи слева и справа от насыпи объезжают все.

Добравшись уже по-тёмному до Хужира, поселяемся в гостевом домике. Утром иду на пляж около хужирского причала. Песок, жара, чистейшая вода…

Искупавшись, пешком обхожу весь посёлок, в кафешке закусываю позами с омулем, возвращаюсь домой и едем смотреть мыс Бурхан и огороженный теперь от машин Сарайский залив с пляжем.

Потом возвращаемся на пляж у причала. Опять купаемся, пьём пиво, загораем… Вечером при выезде с пляжа застреваю в песке, муж хозяйки нашего домика на своей УАЗ-буханке выдернул меня как морковку, и дома укладываемся спать.
Утром хозяйка объявляет, что приезжают очередные иностранцы, и она предлагает нам переселиться в их жилой дом в центре Хужира. Поблагодарив, предлагаю сестре другой вариант, и мы едем обратно на переправу. Воскресенье, и очередь на паром мы ждали уже почти 4 часа.

Переправившись, тут же рядом встаём с палаткой на берегу бухты Малого моря. Тихий вечер, купание, ужин и укладываемся спать.

Но в 2 часа ночи на 3х машинах приезжает толпа бурятов и буряток и до утра продолжались крики, песни и пляски… Плюнув, в 6 утра уезжаем с Байкала.
Останавливаемся у памятника Бродяге, рядом плита с песней «По диким степям Забайкалья…».

Опять едем через весь Иркутск на Култук, Слюдянку и высоким берегом Байкала через Байкальск и Бабушкин выезжаем к притоку Байкала – Селенге. Пригородом Улан-Удэ подъезжаем к красивому мосту через Селенгу в Улан-Удэ, на высоком холме над мостом пара золотых оленей…

Отсюда едем в Иволгинский дацан, прямо напротив которого заселяемся у бурятки в гостевом домике. Утром обходим по часовой стрелке весь дацан, крутя хурдэ (барабаны) опять же по часовой стрелке, осматриваем снаружи дворец хамбо-ламы Итигэлова, который внутри уже 90 лет сидит как живой. Всего лишь 8 дней в году его выносят из дворца для всеобщего поклонения…

Из дацана через Гусиноозёрск едем в Кяхту, где за 1,5 часа проходим монгольскую границу, со всей её бестолковостью со стороны монголов. Заплатив за дезинфекцию колёс, попрыгав машиной по луже с грязной водой, заплатил за автостраховку и тут же у менял поменял 20 тыс. рублей на 820 000 тугриков (1 руб. = 41 тугрик). Почти миллионерами наконец-то въехали в Монголию… В самую малонаселённую страну в мире!
Через 120 км – третий по величине город Монголии Дархан, 75 тыс. жителей :о)

По ухабистому асфальту въезжаем в столицу, в Улан-Батор (по-монгольски – Улаанбаатар). Да, кстати, въезд в города у них платный – 1000 тугриков (25 рублей). Вечереет, поэтому проехав его насквозь, подивившись на огромное количество машин, большинство из которых Тойота Приус, на хаотичность движения, на мигание фарами и гудки, на выезде останавливаемся в мотельчике, где хозяйка говорит только по-монгольски.

Поутру, пока движения нет, возвращаемся в центр на площадь Сухэ-Батора, любуемся огромным «синим парусом» - многоэтажным отелем «Blue Sky Tower», Дворцом правительства с величественной фигурой сидящего Чингисхана, памятником Сухэ-Батору…



И, пока нет толп машин, выезжаем из столицы дальше на восток, на город Налайх, за которым находится самая большая конная статуя в мире – статуя Чингисхана. До неё от столицы 54 км.

Высота статуи – 40 м без учёта десятиметрового постамента. Изваяние покрыто нержавеющей сталью весом 250 тонн и окружено 36 колоннами, символизирующими ханов Монгольской империи. В двухэтажном постаменте размещаются художественная галерея, музей эпохи хунну, бильярдная, рестораны, сувенирные лавки и конференц-зал. На голове лошади располагается смотровая площадка.
Первое, на что натыкается взгляд, войдя на 1й этаж постамента, – это огромный сапог.

За ним – такая же огромная плеть. Обойдя музей, купив магнитики, на лифте поднимаемся на голову лошади, с которой открываются монгольские дали. А сзади на тебя смотрит грозный хан.

Это была самая восточная точка нашего путешествия. Отсюда начинается наш обратный путь на запад, в Европу.
Вернувшись назад до Налайха, сворачиваем направо в национальный парк Тэрэлж. Отличный асфальт, красивые виды на долины, горы, юрты…

С дороги осматриваем бетонных динозавров и по ухабистому грейдеру сворачиваем к скале Мэлхий хад – огромной Черепахе.

Возвращаясь обратно, замечаем в поле яков, сворачиваем и полевыми дорожками гоняемся за этими волосатыми коровами, чтобы сфотографировать :о) Это потом они станут обыденным явлением, вместе с верблюдами, а пока это невидаль…

На обратной дороге едем не через Улан-Батор, а по другому берегу реки Туул гол (гол – река), через Зайсан, где находится мемориальный комплекс в честь поддержки Красной Армией монгольской Народной революции и советско-монгольской победы при Халхин-Голе. Осмотрев его издали, едем на выезд из столицы к следующей нашей цели – первой столице монголов Каракоруму, сейчас это город Хархорин. Но сначала пообедали в «Русской кухне», жаль 4го блюда в наличии не оказалось :о)

До Хархорина порядка 450 км по нормальному асфальту. После сибирских расстояний я уже привык к таким перегонам, дальше и сотни километров бездорожья тоже уже казались мелочью :о)
В Хархорине опять заселяемся в гостевом домике, отказавшись от стоящей напротив юрты. Туманным утром едем смотреть сначала буддийский монастырь Эрдэни-Дзу, а потом расположенный за ним Каракорум, бывший столицей монголов в 1220-1260 годах, стоявший на берегу реки Орхон (у нас это Селенга).
От столицы не осталось ни-че-го! Кроме каменной черепахи. В её спине 4х угольное отверстие, куда вставлялась стела с указами ханов. По преданиям, их было 4 штуки. За ней восстановленный фундамент дворца 3го сына Чингисхана – Угэдэя. И всё, голая степь с ямами от раскопок…

Из Хархорина через полсотни км доезжаем до Хужирта, и после него всё – асфальт кончается. Начался первый отрезок полного бездорожья, пока лишь ещё маленький, всего лишь 56 км. И это дорога до центра аймага (областного центра)! Посреди степи стоит указатель, от которого разбегаются полевые дорожки, поди пойми, по которой ехать… И речки – вброд…

Получив начальный опыт монгольского бездорожья, выезжаем на асфальт в Арвайхээр, от которого 210 км асфальта до Баянхонгора (это столицы аймагов).

И вот на выезде из Баянхонгора начался первый длинный бездорожный участок до границы с соседним аймагом – всего лишь четверть тысячи км :о) На деле он нам обошёлся больше 300 км, ибо мы тут же заплутали в степях, потом опять нашли правильную дорогу, но на очередном «полевом» указателе опять ушли не туда, пришлось заночевать в каменистой степи под великолепной россыпью звёзд и посвист сусликов…



Утром ориентировались по солнцу (оно должно было светить в мою левую щёку) и совсем уж еле видными полевыми дорожками, а то и прямо по степи выехали… к вчерашнему «полевому» указателю! :о) Тут уж свернули «туда» и по точно такому же бездорожью, но правильной дорогой дотряслись до границы аймага Алтай, после которого начался отличнейший асфальт.







Кстати, сейчас дороги в Монголии строят китайцы. Асфальтовое покрытие у них отличное, а вот мосты…

Долетев до Алтая, следующие 450 км до Ховда (очередная столица аймага), пронеслись по прекрасному асфальту, каждое мгновение ожидая его окончания :о)



В Ховде переночевали в отеле и утром на выезде из Ховда началось очередное 150-ти километровое бездорожье. Но здесь мы пересекали горный хребет, поэтому был уже не песок, а скальный грунт. Вот на нём-то впервые пробили левое заднее колесо. Далее ехали с опаской – запаски-то больше нет! Но тут хоть началось какое-то «людье» - от Ховда до Улгия через хребет строят дорогу.



Наконец перед озером Толба начался асфальт до Улгия. На въезде в столицу последнего аймага сразу же ищу «дугуй засвар» - шиномонтаж по-нашему. Молчаливый красивый монгол (или казах, как потом оказалось), разбортовал колесо, зачистил, поставил изнутри заплату, забортовал, накачал… Ещё одна дырка! Он опять молча разбортовал, зачистил, поставил ещё одну заплату, забортовал, накачал, проверил водой, сам поставил колесо – и взял за всё… 100 рублей по-нашему!
Из Улгия до последнего населённого пункта Монголии перед границей с Россией, Цагааннуура, 70 км асфальта (кроме 2-3 км через перевал Шинэ даваа). За Цагааннууром до границы – последние 30 км бездорожья.

Приехали мы на границу в субботу в 17 часов. Зная, что граница здесь работает с 9 до 18, да ещё надо проехать 20 км до российской границы через перевал Дурбэт-Даба (высота почти 2,5 км!), успеть пройти и российскую таможню (на перевале между границами оставаться на ночь запрещено) - мы не успевали. Обменяли оставшиеся тугрики на рубли и отъехали от таможни в степь до ближайшей сопки на ночёвку.

Под утро чувствую, что как-то холодно в палатке, вылезаю – мама родная, снег! И +1 градус! Быстренько собрались и первыми были на границе. Радуемся… Тут совершенно случайно проходивший таможенник подходит к нам и сообщает, что в воскресенье граница не работает, выходной! Обалдевшие от такого известия, решаем ехать 100 км обратно в Улгий в мотель, но вспоминаем, что у нас монгольских тугриков уже нет!
Решаю свернуть в Цагааннуур, где тут же встречаю молодого мотоциклиста, предлагающего жильё (видно, моя ситуация здесь стандартная :о)) Поселяемся в отдельном помещении (комната с 4-мя кроватями и кухня) у его знакомых. С оплатой рублями проблем нет – граница рядом. Таким образом образовалась незапланированная днёвка в Монголии…
Солнце, но прохладно. Едим, пьём, спим, опять едим… Вечером приезжает тот самый молодой, оказавшийся казахом («здесь весь аймаг Улгий казахский»), рассказывает, как он недавно вернулся из Италии (!), что у него там друг, сестра там учится… Вот тебе и занюханный Цагааннуур!..

Утром в 3й раз проезжаем эти 30 км бездорожья и встаём в очередь на границе. Тут же подбегает деловой монгол с предложением быть первым в очереди, за деньги. Отказываюсь. В общем итоге на две границы и 20 км «нейтральной» полосы ушло 5 часов.

Ей-богу, как и писали в интернете, сразу после границы с Россией хотелось целовать асфальт :о) Общий пробег по Монголии составил 2600 км.
И вот мы в Ташанте, в самом начале, вернее – в самом конце Чуйского тракта. Через полсотни километров в Кош-Агаче увидели, наконец-то, первое дерево! :о) А дальше пошло нечто невообразимое для нас, за неделю отвыкших от этого – леса, горы, ущелья, реки… Такой резкий переход сильно действует на воображение.

В Акташе заехал в автомастерскую, где мне сняли защиту картера и кувалдой выправили её, ибо от камней она вся была вжата в двигатель снизу.
После Чибита – знаменитый памятник Кольке Снегирёву, герою песни

«Есть по Чуйскому тракту дорога,
Много ездит по ней шоферов.
Был один там отчаянный шофер,
Звали Колька его Снегирёв»…


Сразу вспоминается шукшинский фильм 1964 года «Живёт такой парень» с Куравлёвым в главной роли, как раз про Чуйский тракт…
Справа на панорамном снимке виден кусочек старого Чуйского тракта:

Вот такие там расстояния, всё рядом :о)

Потом скала Белый Бом:

Потом место слияния Чуи с Катунью, где тёмные воды Чуи видны в изумрудных водах Катуни:

Потом перевал Чике-Таман с памятником строителям Чуйского тракта:

И наконец – Семинский перевал, где мы остановились в мотеле. Ночью было -5 градусов и утром вся трава и ветровое стекло были замёрзшими…
Потом знаменитый Манжерок:

С его домом-перевёртышем, в котором всё перевернуто вверх ногами: два этажа, 6 комнат, вся мебель, еда и даже рядом с домом припаркованный автомобиль и будка кассы.

Рядом красавица Катунь с каменным пляжем:

В Майме, пригороде Горно-Алтайска, на шикарной автомойке «Формула 1» наконец-то отмыли машину от монгольской пыли – 2 часа 3 девушки отмывали-пылесосили салон! Всё удивлялись, откуда я такой прибыл к ним.

Потом завернули на родину Шукшина – на гору Пикет к его памятнику, посетили дом-музей Шукшина, проехались по его родному селу Сростки…



И последнее, что хотелось посетить на тракте – музей Чуйского тракта в Бийске, на его нулевом километре. Но увы, был вторник, у музея выходной.

После Бийска на повороте на дер. Плешково – место гибели губернатора Алтайского края Михаила Евдокимова. Погибли он, его водитель и охранник. Жена Евдокимова выжила…

Затем мы мимо Барнаула приехали в Бердск, в котором надолго застряли в огромной пробке. В итоге, проехав Новосибирск, уже по-тёмному остановились в мотеле «У Петровича» в городе Обь. Так мы замкнули правое кольцо «гантели» нашего маршрута.

Утром мы опять барабинскими степями на Омск, Ишим, и после него пошли замыкать верх левого круга «гантельки» - поехали на Тюмень.
Переночевав в мотеле в Голышманово, через Заводоуковск и Ялуторовск приезжаем в Тюмень, где тоже попадаем в огромную пробку… После Тюмени буквально 30 км – и начинается Свердловская область, где в Тугулыме в первой же «Пятёрочке» закупаемся продуктами. Вернее, в последней «Пятёрочке», ибо в Сибири господствует сеть магазинов «Мария-Ра».
Проехав Камышлов, в Богдановиче опять встряли в громадную пробку… Но всё когда-нибудь кончается и, приехав в Екатеринбург, повёз сестру смотреть Храм-на-Крови на месте дома Ипатьева. Я-то здесь бывал и когда на пустыре стоял только крест, и когда храм уже построили…

Сразу после Екатеринбурга – «Мемориальный комплекс жертв политических репрессий 30-50 г», а чуть далее – знак «Азия-Европа». Наконец-то мы вернулись в Европу! :о)

Опять отстояв в пробке, после Ревды свернули налево на Нижние Серги и в Михайловске остановились в шикарном дорогом 2х этажном номере, другие все были заняты…
Утром по маленьким дорожкам, оказавшимся, к моему большому удивлению, асфальтированными, доезжаем до Тастубы, в которой выходим на трассу Р-317. Вот сразу после Тастубы и начался последний 70-километровый участок приличного грейдера, потом постепенно переходящего в «монгольское» бездорожье. Машина опять вся в пыли, переваливаемся из ямы в яму… И лишь в Караиделе после понтонного платного моста через Уфу окончательно появился асфальт.

Потом доезжаем до Бирска, в котором опять по платному понтонному мосту переезжаем Белую, и у меня опять спускает то же колесо, что и в Монголии. Но тут уже не страшно, и выехав на М7, в Мензелинске посещаю шиномонтаж.
Не поверите, но здесь в точности повторяется та же история, что и монгольском шиномонтаже! Я-то думал, что отвалились монгольские заплаты, но опять поочерёдно нашлись две новые дырки! Прямо напасть какая-то на это левое заднее! Я шиномонтажнику рассказал, что в Монголии за эти же две последовательные операции с меня взяли 100 руб. Посмеявшись, он с меня взял по-божески - 650 :о)
Проехав Набережные Челны, выходим на последнюю прямую – 220 км до Казани. Но последняя сотня км до Казани – сплошной ремонт, и все в очереди тихонько плетутся друг за другом… Перед объездной начинается сильнейшая гроза, закончившаяся лишь перед мостом через Волгу. Проехав красивейшее место, устье Свияги, в Исаково, у поворота на Свияжск, встаём на нашу последнюю ночёвку в одном из мотелей.
Утром объездная Чебоксар и в Воротынце сворачиваю налево на Сергач, потом на Гагино, Лукоянов, Первомайск и вот он, родной Саров.
«Алтайская кругосветка» завершена! И теперь проблема – куда же ехать в следующем году?

21 день, 13000 км, 1 страна, 95 тыс. руб.
Из валюты – одни тугрики :о)
Бензин: 28408 руб., 270300 тугриков.

Сергей Никифоров (aka NSA65)