Сергей Никифоров (NSA65)

2014 г. - По Центральной Европе

После прошлогодней «Адриатической кругосветки» в этом году захотелось проехаться непосредственно по Центральной Европе, в которой, как ни странно, я ещё не был. Визу получать мне не надо было – действовала ещё прошлогодняя годовая итальянская. Поэтому и срок отъезда обозначился – за месяц до окончания шенгенской визы. Осталось купить гринкарту на машину, собраться и в путь! Как и в прошлом году поехал один, на 2х годовалой Киа Рио.
Из Сарова выехал в последний день работы – в пятницу после обеда, 1 августа. Проехал Муром, ремонтируемый мост через Колокшу под Владимиром объехал через Радужный и уже в 6 вечера был у старшего сына в Москве. Думал переночевать у него, но у него как раз был «мальчишник» перед свадьбой, поэтому поехал дальше до Кубинки, где я хотел посетить Танковый музей.
В полночь встал на ночёвку за лесополосой в пшеничном поле почти у самого музея. Он открылся в 10 утра и я, заплатив 200 руб, два часа бродил по нему, осматривая одну из богатейших в мире коллекцию бронетанковой техники…

В полдень выехал по «минке» к следующему пункту осмотра – мемориальному комплексу «Катынь» за Смоленском. Вход свободный, за входом направо – на кладбище польских офицеров, налево – на братские могилы советских граждан, расстрелянных в годы репрессий…

Далее въехал в Белоруссию и в Борисове свернул направо, чтобы посетить Брилёвское поле – место одного из последних боёв наполеоновской армии в ноябре 1812 года при её переправе через Березину. После этого армия Наполеона перестала существовать как боевая единица. В июне 1812 г в Россию вторглось 610 тысяч, а уже в декабре бежало из России всего около 30 тысяч оставшихся…

Искупавшись в Березине прямо на месте бывшей переправы французов (кстати, куча машин и народа), поехал на «Линию Сталина» - фортификационный комплекс на основе сооружений Минского укрепрайона. Но он работает с 10 утра, а я, переночевав рядом, подъехал к 8… Ждать 2 часа не стал и поехал на границу в Домачево.
Границу пересёк за 25 минут и за Влодавой свернул налево на Собибор – в войну здесь был концлагерь, специализировавшийся на массовом уничтожении еврейского населения (здесь было убито около четверти миллиона евреев), и знаменитый тем, что из него в октябре 1943 г был совершён единственный за всю войну удавшийся массовый побег заключённых. Сразу после побега заключённых лагерь был закрыт и стёрт с лица земли. На его месте немцы вспахали землю, засадили её капустой и картофелем. В мае 2011 года мюнхенский суд приговорил к пяти годам тюрьмы бывшего охранника Собибора Ивана Демьянюка.

Обойдя мемориал на месте бывшего концлагеря, поехал в Люблин, чтобы осмотреть мемориальный музей другого концлагеря – Майданека. Это был второй по величине гитлеровский концентрационный лагерь в Европе (первый – Освенцим).

Этот лагерь полностью сохранился. Можно зайти в бараки, осмотреть газовые камеры, крематорий…

Тяжкое впечатление производит барак, забитый обувью убитых заключённых.

Да и просто жилой барак с 4мя рядами трёхярусных нар с его духотой в эту жару…

Посетил музей, обошёл почти всю территорию лагеря и через Жешув поехал в Словакию.
Хотел осмотреть музей под открытым небом на Дуклинском перевале, но уже вечерело, и после подъёма к смотровой башне на перевале я в сумерках доехал до Свидника, где и заночевал в отеле за смешную сумму в 17 евро. Так я и не увидел ни одного памятника, в том числе и знаменитый «танковый таран»…
Утром после Прешова, помыв в нём машину на автомойке, объехал участок платной магистрали (словацкую виньетку я не покупал) и въехал в Венгрию. Купив виньетку, в Будапеште встал около купален Сечени.

Полюбовавшись на них снаружи и изнутри, осмотрел рядом расположенный замок Виньяхуняд

и поехал по проспекту Андраши к зданию Парламента. Полюбовавшись на самое большое здание в Венгрии, обменял в банке остаток захваченных ещё из дома форинтов на евро, забрался на гору Геллерт, откуда обозрел панораму Будапешта, и выехал в Вену.
В Вене остановился у дворца Бельведер,

осмотрел парк, перекусил в кафе, расположенное прямо внутри дворца, и поехал к дворцу Шёнбрунн, но плотный трафик протащил меня мимо него…
Из Вены выехал в Линц, в пригороде которого, в Леондинге, осмотрел дом, где родился Адольф Гитлер.

Абсолютно ничего, что напоминало бы об этом, нет и в помине. Через улицу – прицерковное кладбище, где похоронены его родители. Покинув это тихое место, заночевал недалеко в мотеле, познакомившись с его хозяйкой-сербкой и её другом хорватом…
Утром, обогнув Зальцбург, повернул на юг. Отсюда начиналась горная часть моего путешествия. Первым был водопад Голлингер. Хмурое утро, прохлада, водяная пыль и шум от падающих струй… Но красиво!

В полдень, заплатив 34 евро, въехал на Хохальпенштрассе. Здесь на 48 километрах перевала 36 серпантинов на высоте 2,5 км. Туман, изморось, снег, ветер и холод встретили меня на самом перевале. Ноябрь в августе…

Свернув вправо, доехал до смотровой площадки на гору Гроссглокнер и ледник Пастерце, самый длинный ледник Восточных Альп. Заехав в 4х этажную стоянку, поднялся на машине на её крышу и оттуда любовался туманными видами на самую высокую гору Австрии (3798 м).

Спустившись как с крыши, так и самого перевала, после Лиенца въехал в Италию, после границы повернув налево в Кортина д’Ампеццо. Здесь в 1956 году прошли зимние Олимпийские игры, где впервые приняла участие сборная СССР.

Отсюда начинается Большая Доломитовая Дорога, которая, петляя и изворачиваясь десятки раз, проходит между Кортина д’Ампеццо и Больцано. 110 км красивейших видов на Доломитовые Альпы!

В Больцано свернул направо на Мерано, после которого взял курс на перевал Стельвио. Но свечерело, и перед перевалом я остановился в отеле в Гомагое.

Утром, благополучно забыв в номере сохнущую футболку, начинаю подниматься на перевал.

Перевал Стельвио расположен на высоте 2758 метров на границе с Швейцарией, это самый высокий асфальтированный перевал в восточной части Альп и второй по высоте в Альпах, уступая лишь Коль-де-л`Изеран во Франции (2770 м). Здесь 60 пронумерованных серпантинов, 48 из которых расположены на северной стороне, с которой я подъехал.

Ясная солнечная погода создала разительный контраст с хмурым туманным Гроссглокнером… Красота!

Походив по тающему на солнце снегу на самом перевале, спускаюсь вниз в Бормио, в котором сворачиваю налево на последний на моём пути перевал Мортироло (он же Фоппа) высотой «всего лишь» 1852 м. Этот перевал какой-то весёлый – узенькая дорожка вьётся среди альпийский лугов, там и сям встречаются хуторки, велосипедисты, а на самом перевале посреди луга стояла настоящая ванна :о)

С перевала спускаюсь в долину к озеру Изео и после Брешии сворачиваю к Сирмионе на озере Гарда. Да-а, столпотворение машин и людей – жуть, даже машину остановить негде…

Нафиг! Возвращаюсь до Брешии и сворачиваю на Кремону, Пьяченцу, в которой ухожу на узенькую дорогу напрямую на Геную.

В Генуе потерял кучу времени, пытаясь проехать в порт, - хотел посмотреть на «Коста Конкордия», но, как и в Вене, не получилось. Выехав из города, встал в кемпинге на берегу моря. Первый раз встретил такой кемпинг: две горушки, между ними ресепшен. На одной горе стоянка для машин, на второй стоянка для палаток. Т.е. из багажника до места палатки надо таскать всё на себе… А утром всё обратно. В итоге оба раза мокрый как мышь в этой духоте :о) И к морю не подойти – обрыв, до пляжа почти километр вдоль шоссе…
В общем, утром снялся и вдоль берега - в Монако. Здесь загнал машину на подземную стоянку перед Казино и пошёл гулять, глазеть на шикарные авто перед, и на шикарные яхты за Казино.


Погулял, перекусил и столкнулся с непоняткой – банкомат не показывает остаток денег на карте. Кэш выдаёт, а сколько осталось говорить не хочет. Странно, я в прошлом году в Хорватии смотрел без проблем… Ну да ладно, пошёл на парковку, билет показал, что я должен заплатить 2-40, сажусь в машину, поднимаюсь наверх к шлагбауму и не пойму, куда там кидать деньги :о) Сдаю назад, выхожу, жду кого-нибудь спросить. Тишина… Тут подъезжает молодая негритянка, суёт билетик, шлагбаум открывается, я наклоняюсь к её окну и говорю: «Экскьюз ми…».
Как она орала! :о) Как она подпрыгнула! У неё лицо аж посерело… Я аж сам перепугался, думал, она меня подъезжая видела :о) В общем, она мне всё потом объяснила :о)
Дальше битком набитые Ницца,

Антиб, Канны,

абсолютно не заинтересовавший амфитеатр во Фрежюсе и тут же кемпинг de Saint-Aygulf Plage. Здесь я устроил днёвку, купаясь, загорая, попивая французское сухое вино под сенью высоких деревьев…

Через день поехал дальше. Поплутал по Сен-Тропе и в Тулоне заехал на гору Мон-Фарон. Подъём по узюсенькой дорожке с одной стороны горы, спуск по такой же – с другой.

На вершине смотровая площадка и мемориал освободителям Тулона в войну. В Тулоне в ноябре 1942 г французы затопили свой флот (77 судов), чтобы он не достался немцам.

Выехав на Марсель, перед ним остановился в кемпинге Santa Gusta. Здесь состоялось прощание с морем, и утром из Марселя я повернул на север, на Париж. И сразу погода изменилась – жара ушла, каждый день обязательно был дождь…
Первым делом я заехал в Арль, где осмотрел хорошо сохранившийся римский амфитеатр.

Из Арля поехал смотреть Пон-дю-Гар («Мост через реку Гар»), римский акведук. Очень понравилось!

Облазил его весь, полюбовался с его высоты на долину реки Гардон (в древности – Гар), сфотографировался у 1000-летней оливы…

Размеры акведука впечатляют – длина 275 м, высота 47 м, построен в 1м веке. Сохранился отлично.

Дальше поехал смотреть самый высокий автомобильный мост в мире – виадук Мийо (хотя пишется Millau).

Самая высокая опора – выше Эйфелевой башни!

И хотя автобан на Париж шёл именно по нему, я специально съехал с трассы, чтобы под мостом заехать в музей строительства виадука и полюбоваться на него как издали со смотровых площадок, так и снизу.

Тоже впечатляющее сооружение: макс. высота опоры 343 м, макс. высота полотна 270 м, длина 2460 м, ширина 32 м. Виадук не прямой как стрела, а имеет радиус изгиба, да ещё и 3% уклон. Стоимость проезда по нему для легковых летом – 8,90 евро.

Переехав реку Тарн по старому мосту под виадуком, выехал на автобан и поехал дальше на север. На полдороге между Мийо и Клермон-Ферраном слева от трассы очередная достопримечательность – металлический железнодорожный виадук Гараби через реку Трюйер. Построен в 1865 году тем самым Эйфелем. Опять свернул с трассы, чтобы со смотровой площадки запечатлеть его.

А ещё через час встал на ночёвку в кемпинге перед Клермон-Ферраном. Утром через 300 км, опять свернув влево с трассы, встал у замка Шамбор под Блуа в долине Луары.

Заплатив 11 евро (и 4 евро стоянка), осмотрел этот архитектурный шедевр первой половины 16го века с его знаменитой центральной винтовой лестницей с двойной спиралью, витки которой не пересекаются.

С крыши замка открываются красивые виды на парк и реку Коссон.

Конечно, обойти все 440 комнат невозможно, но и те, в которых побывал, производят впечатление… И каждая из комнат отапливалась камином, копоть от пламени которых так и осталась нетронутой.

Купив на рынке рядом с замком всяких сладостей и французского вина по смешной цене, поехал в Версаль. Но был понедельник, и дворец оказался закрыт.

Обойдя дворец, походил по парку и поехал в Париж. Хотел остановиться в кемпинге в Булонском лесу, но он забит до отказа. Поехал в сам Париж, чтобы хоть в отеле остановиться, но они тоже забиты или цены заоблачные. Пришлось вернуться в Версаль и встать в кемпинге Huttopia, заняв последнее местечко в самом дальнем его конце.
Утром пешком пошёл на электричку (там недалеко) и поехал в Париж. Вышел у Эйфелевой башни, поразился огромным очередям к каждой из 4х «ног» башни, походил, перекусил, подумал… И решил – быть в Париже и не плюнуть с Эйфелевой башни?! :о) И встал в одну из очередей. До касс отстоял час. Потом ещё немного до лифта. И поехал на 2й ярус (самый верх был закрыт). Проталкиваясь сквозь толпу, обошёл вокруг по периметру, смотря с высоты птичьего полёта на Париж…

Вниз на 1й ярус спустился опять на лифте, а оттуда на землю – по лестнице. На набережной Сены взял тут же при мне приготовленный сэндвич, кружку пива и сел отдохнуть после восхождения…

Подкрепившись, пешком пошёл вдоль Сены к Нотр-Дам де Пари. По дороге поразился количеству замков на ограде пешеходного моста к Лувру.

Буквально за месяц до поездки читал, что одна сторона ограды не выдержала веса замков и упала в Сену… Полюбовавшись под начинающимся дождём Собором Парижской Богоматери,

перешёл на другой берег и пошёл в обратную сторону к Лувру. Дождь кончился, выглянуло солнце, заиграв на гранях луврских стеклянных пирамид, но радость на этом закончилась – сегодня, во вторник, теперь уже луврский дворец закрыт! Вот невезенье – вчера версальский, сегодня Лувр…

Утешая себя, что с меня хватит и посещения Шамбора, да и ноги уже гудят от ходьбы, перешёл опять Сену и пошёл обратно к башне, сел на электричку и вернулся в Версаль в кемпинг.
Утром, обогнув Париж, пошёл дальше на север – хотел побывать в музее-мемориале 1й Мировой войны в Перонне, на реке Сомма. Этот город несколько раз переходил из рук в руки воюющих сторон, вокруг него полно воинских кладбищ. Музей расположен в средневековом замке, экспозиция богатая.

Больше всего поразил факт, что, оказывается, у немцев уже тогда были автоматы и противотанковые ружья!


Далее поехал в Бельгию на осмотр фортов вокруг города Намюр, опять же 1й Мировой. Всего вокруг Намюра было 9 фортов, но даже один найти и то было проблемой, усугубляющейся тем, что накануне прошли сильные дожди. Хорошо, ребята-мотокроссмены помогли – по грязному просёлку проводили меня до тропинки, по которой я сквозь густые кусты и деревья прошёл до форта Сюарле. Да-а, честно говоря, я думал, что это будет что-то типа Брестской крепости, а здесь полное забвение, разруха и грязь.

Всё заброшено после его захвата немцами в августе 1914го, выпустивших по нему, сдавшемуся последним, около 3600 снарядов, из которых часть 420-мм…

Буксуя в грязи, выбрался на трассу и через 100 км был в Маастрихте, в Голландии. Потом Аахен в Германии, и после Ганновера перед Брауншвайгом встал в кемпинге на озере Вальд в Хемелервальде. Кемпинг понравился: чистенький, полупустой, ухоженный - травка, заборчики, утки на озере… И дешёвый – всего 8 евро!

Это была моя последняя цивилизованная ночёвка в Европе в этой поездке.
Утром – на Берлин! 250 км и я перед Рейхстагом.

Обошёл его, полюбовался на Бранденбургские ворота и выехал на Варшаву. На заправке в Франкфурте-на-Одере залился на последние наличные евро и въехал в Польшу.
В Варшаве настоялся в пробках из-за бесконечных ремонтов дорог, на выезде из города тоже сплошная пробка и только после Минска-Мазовецкого более-менее поехали. Но тут уже стемнело, я решил не ночевать в Польше и тянуть в Белоруссию. Сел на хвост местному и за ним быстро доехал почти до границы.
На границу в Тересполе приехал в 22-30, а с границы в Бресте выехал только в 3 часа утра (время московское)! Что делать? Спать ложиться поздно, да ещё и дождь пошёл… Решил ехать. Кончается бензин, заехал на заправку – никого: АЗС как в Европе – автоматическая, неохота в темноте разбираться, что куда… И только на 3й оказался живой человек... Под Минском уже по светлому поспал пару часов в машине и полседьмого вечера был в Москве у старшего сына, предварительно заехав в Ярцево, чтобы в банкомате наконец-то посмотреть остаток денег на карте :о)
Из Москвы поехал в Нижний, ибо уже давно надо было ТО машине делать. Стоя в пробке из-за ремонта моста через Колокшу, записался на утро на ТО и в Нижнем переночевал у родных. Утром отдал машину на ТО с перепробегом в 2 тыс. км, потом получил её и в 17-00 был дома в Сарове.

Итого: 11 стран, 9200 км, 17 дней.
Валюты: белорусские рубли, злотые, форинты, евро.
Бензин: 5560 руб, 558000 бел. руб, 612 евро.


Сергей Никифоров (aka NSA65)