По трём южным морям России

Сергей Никифоров (NSA65)

В августе 2000 г решили проехать вдоль южных границ России на Северном Кавказе, правда, не суясь в "криминальные республики". В 1999 г ездили на северо-запад (Пушкинские Горы – Питер - Выборг), а тут решили погреть косточки на юге.
Сразу оговорюсь - вот уже больше 10 лет я каждый год с семьёй путешествую только "дикарём": машина, палатка, костёр + романтика... Объехал всю европейскую часть СССР - от Кунгура до Чопа и от Адлера до Мурманска.
По технике: машина ВАЗ-21065, 1995 г. выпуска, двигатель 1,8 л.; прицеп Скиф-500, 1989 г. выпуска.
Экипаж: я (водитель), жена и трое детей. Жена - инвалид I группы (не ходит, поэтому в прицепе - инвалидное кресло), дети - 8 класс, 10 класс, 1 курс ННГУ.
Выехали из Сарова (бывший Арзамас-16) Нижегородской области 4го августа в 9.00. На одометре - 81754 км, курс - на Волгоград.
Идём через Краснослободск, Ковылкино (Мордовия), Нижний Ломов, Пензу. Перед Пензой уходим направо на Саратов - дорога пустынная, степями-полями все 220 км, даже скучно ехать. Саратов проходим по отличной объездной - и ещё 200 км до Камышина. За Камышином - те же степи, но дорога уже ныряет с холма на холм, слева проблёскивает Волга.
Подгадываем так, чтобы в Волгоград въехать с утра - мои там первый раз, поэтому организовываю им экскурсию по городу-герою.
Сначала к Мамаеву кургану, здесь с сентября 1942 г. по январь 1943 г. проходили наиболее упорные бои. Прошли по мемориальному комплексу, посетили Пантеон Славы. Комплекс построен в 1963-1967 гг., но до сих пор идёт его реконструкция. От подножия монумента "Родина-мать" открывается великолепный вид на город, Волгу и заволжские дали. Потом с экскурсией посетили "Панораму обороны Сталинграда", понравилось. Перед зданием панорамы - выставка боевой техники, а рядом - руины 4-х этажной мельницы, оставленные с войны. Оказывается, это была первая в Европе механизированная паровая мельница, построенная в конце ХIХ века немцем Гернгартом. Напротив через улицу - знаменитый "дом Павлова", правда, после войны его отстроили и сейчас в нём живут люди. А знаменит он тем, что почти всю оборону Сталинграда сержант Павлов со своим отделением держал в нём круговую оборону в тылу у немцев. И по всему Волгограду тут и там встречаются постаменты с танковыми башнями от Т-34 - так обозначен бывший передний край обороны.
Вдоволь находившись, покидаем Волгоград через Волжскую ГЭС, проезд платный (какая-то мелочь, типа 2 рублей) и попадаем в город Волжский. Пройдя его насквозь, выходим на левобережное шоссе Волгоград - Астрахань. Проезжаем Капустин Яр, знаменитый своим ракетным полигоном, и в Ахтубинске сворачиваем налево - грешно миновать мёртвое озеро Баскунчак, где идёт промышленная добыча соли (как и в соседнем озере Эльтон). За посёлком Нижний Баскунчак с прибрежных холмов открывается сюрреалистическая картина: жара под 40, а перед нами до горизонта - ослепительно белая "снежная" равнина, прорезанная уходящими прямо в озеро железнодорожными ветками.
У одиноко стоящей на берегу "десятки" с астраханскими номерами спрашиваю хозяина, где тут поближе до открытой воды? А он мне: «Мужик, ты не поверишь, я из Ахтубинска (это 50 км), но первый раз в жизни сюда попал...» Н-да... С прибрежного холма в бинокль обозреваю окрестности и вдалеке вижу блеск стёкол. Объезжаем озеро справа прямо по границе соль-песок и километров через 5 попадаем в своеобразный автолагерь - отсюда ближе всего до открытой воды. Оставляем машину и по соли топаем до воды.
Идти где-то полкилометра, но только в обуви, без неё вмиг обрежешься об острые белые кристаллы соли. Дошли, народу - как на пляже. Море удовольствия и удивления: в странно-тугом рассоле можно сидеть, лежать - а вот нырять не получится, пробкой выстреливает на поверхность! Но не дай бог, что бы эта горечь попала в глаза!


Обратно идти ещё интересней - на жарком солнце рассол на теле вмиг высыхает и ты идёшь весь в белых разводах, а плавки-трусы как каменные, аж хрустят. Солёную корку смываешь с себя водой из привезённой с собой канистры, или лезешь наверх на прибрежный холм - там есть небольшое озерцо с пресной водой.
Из Нижнего Баскунчака нам посоветовали проехать в Средний - это в трёх километрах. Здесь, в бывшем карьере - настоящее Чёрное море: чистейшая голубая вода морской солёности, но народу - как в Ялте, а машины с номерами разных регионов.


И вот, наконец, Ахтуба, своеобразная Мекка для рыболовов. Встали за дер. Золотуха (как названьице?). Здесь мы провели 2 дня, ловя рыбу, купаясь и загорая. Из рыбы брали только судаков, а остальную - щуки, окуни, жерех - отдавали друзьям, стоявшим чуть ниже на так называемой "Каширской яме". Они нам за это давали своих копчёных лещей. Кстати, вдоль берега, где там и сям стоят лагеря отдыхающих, ездит бригада экологов с милиционером, собирают сбор за "порчу природы", правда, не много - 160р с машины за две недели стоянки. Мы отбоярились - сказали, что вчера приехали и завтра едем дальше, на что они очень удивились, мол, сюда, за столько километров, приезжают на недели, а эти какие-то ненормальные...
Отдохнув, идём дальше на Астрахань. В Сеитовке, перед Астраханью, на посту ГИБДД при проверке документов интересуюсь - не здесь ли в прошлом году гоняли банду чеченцев? Оказалось, здесь...
Астрахань. Город небольшой, но какой-то путаный: улочки, в основном, кривые, широкий проспект вдруг чахнет и перетекает в небольшой переулок. И жара...
По рассказам местных, до Каспия нам не добраться - дельта Волги, плавни, камыши, гос.заказник. А хорошие пляжи - это или в Казахстане, или в Дагестане. Так что первое море нам "улыбнулось".
Переезжаем Волгу и попадаем в край солёных озёр: то слева, то справа - белые поля, что нас после Баскунчака уже не удивляет. А вот перед границей с Калмыкией начинается настоящая пустыня с барханами, саксаулом и верблюдами, в окна врывается горячий ветер, песок скрипит на зубах...


В первом калмыцком селении нас останавливают калмыки в штатском с жезлами и предлагают заплатить "экологический" сбор - 80р, "иначе на выезде из Калмыкии вас оштрафуют!". Плачу, всё-таки чёрт его знает - азиаты...
Тут у меня кончаются запасы пресной воды, иду в придорожный магазинчик и слышу: "А вода-то у нас привозная!". Извиняюсь, но тут прозвучала фраза, запомнившаяся на всю жизнь: "Хлебом и водой делись всегда!", и из ведра наливают мне полную канистру.
Ближе к Элисте местность меняется: появляются каналы с водой, зелёные поля, деревца... На въездном посту ГИБДД сам подкатываю к калмыку-гаишнику и спрашиваю, как проехать к знаменитому шахматному городку Кирсана Илюмжинова? И в ответ слышу по-английски: "Oy, Chess-City!". Я в изумлении: "Yes, yes". Он мне объясняет (уже по-русски) и я въезжаю в столицу республики, где официальная религия - буддизм.
Город понравился: зелёный, ухоженный, с многочисленными скульптурами Будды и пагодами. На площади перед Чесс-сити (New-Vasyuki) стоит скульптура Остапа Бендера с шахматным конём в руке. Сам городок обнесён оградой с шлагбаумом и бдительными охранниками на въезде, а представляет собой набор суперсовременных коттеджей: стильно, красиво, необычно...


Переночевав на острове посреди озера Маныч-Гудило точно на границе Калмыкии и Ставрополья, пересекаем весь Ставропольский край с севера на юг через Светлоград – Гофицкое - Александровское - Мин. Воды. При подъезде к Мин.Водам после степей и пустынь сильное впечатление производит вырастание на горизонте гор, причём не постепенное, а сразу сквозь дымку их материализация во всей своей величественной красе.
Мин.Воды, как и говорили, это "большой вокзал" - жел-, авто- и авиа-, смотреть там нечего. Оттуда сразу в Пятигорск, на место дуэли и гибели Лермонтова у горы Машук. Туда можно проехать прямо на машине.
В Ессентуках в курортном парке посетили павильоны источников "Ессентуков" №4 и №17, купили детям кружки "с дудочкой". В общем, напились от пуза и залились под завязку. Кстати, №17 нам понравился больше, чем №4, хоть он и погорчее.
Далее - в Кисловодск, самый высокогорный курорт в Кав.Мин.Водах: высота - 1 км. Опять же в курортном парке посетили "Нарзанную галерею" - ну и дрянь же этот нарзан! Мы - за "Ессентуки" №17! В ущелье за городом посмотрели на "Замок Коварства и Любви", оказалось - загородный ресторан, самое злачное место в городе.


Из Кисловодска хотел попасть в Красную Поляну через Карачаевск – Зеленчукская - Псебай: на атласе и дорожка вроде пунктиром показана, да и друг дома уверял, что ездил по ней. На выезде из Кисловодска на всякий случай спросил у одного опелевода - как черкесы на дорогах, не стреляют ли? Его ответ: "У нас-то спокойно, а бояться надо в Москве на Пушкинской площади". Я ничего не понял (радио давно не слушал) и только позже узнал про взрыв в подземном переходе...
В общем, от калмыков-буддистов на следующее утро мы попали к мусульманам-суннитам. От границы дорога на Карачаевск забирается выше и выше в горы - красота неописуемая! Дорога идёт вдоль горной речки, слева и справа нависают горы, в пронзительно-голубом небе парят орлы, на зелёных склонах - чабаны с отарами овец... Ближе к перевалу на Скалистом хребте (высота - 2 км!) пошли серпантины, но совсем не такие, как под Сочи, а широкие, размашистые, ехать - одно удовольствие, да и машин почти нет. Спуск с перевала довольно крутой, от перепада давления аж уши закладывает.


В Карачаевске пересекли верховья Кубани - там она типично горная река: мутная, быстрая, в крутых берегах. На левом берегу посетили музей обороны перевалов Кавказа в Великую Отечественную войну. Сделано широко, с размахом, но сейчас всё это в полузапущенном состоянии.
В Зеленчукской остановились перекусить - вполне приличный обед на 5х обошёлся, вы не поверите - в 75р!!!
И вот, наконец, въездной краснодарский пост ГИБДД под Псебаем. В ответ на мучавший всю дорогу вопрос и увидев у меня в руках атлас автодорог, гаишников аж затрясло: "Да нет отсюда никакой дороги на Красную Поляну, не-ту! Сколько ж можно вам повторять?!"
Не верю, сворачиваю влево, съезжаю с асфальта на щебёнку. Моргнув встречной "Волге" фарами, задаю водителю аналогичный вопрос. В ответ он долго смеялся, балагурил (одессит оказался, хоть и местный): "Да там только туристы с рюкзаками ходят". Делать нечего, разворачиваюсь и иду на Лабинск, Майкоп, Апшеронск, Хадыженск, Туапсе.
Между Хадыженском и Туапсе - Шаумяновский перевал: разительное отличие от Скалистого перевала в Черкессии. Там - высота 2 км, широкие серпантины, асфальт, деревьев нет, машин нет. Здесь - высота 661м, узкая дорога, под колёсами крупный щебень, пыль, полумрак от нависших деревьев, и колонна машин в обе стороны. Фу, в общем. На перевале памятник в виде меча: "Здесь в конце 1942 г были остановлены немцы, рвавшиеся в Закавказье".
И вот - Туапсе. Наконец-то впервые в этом году увидели море, второе на нашем пути. Дальше всё просто - Лазаревское, Сочи, Адлер. В Весёлом уткнулись в границу, развернулись и начали искать жильё. Заехали по знакомому адресу в Адлере, хозяйка только руками развела: "В этом году что-то невообразимое творится - толпы народа, такого я с 50х годов не видела". Искупавшись, проехали Сочи, Дагомыс, и вот в местечке Горный Воздух (Верхнее Лоо) нашли то, что искали - дом со стоянкой для а/машин, хозяева - армяне, цена - 80р с человека. До моря - только железную дорогу перейти, на пляже довольно пустынно.
Рассказывать про отдых у моря не буду - все и так всё знают, но замечу, что не только я, но даже и наши дети дольше 3х дней на одном месте не выдерживают.


Выезжаем из Лоо и вдоль всего черноморского побережья держим курс на Тамань. В Лермонтово совершенно случайно встречаю друга-земляка, который с семьёй ещё только едет отдыхать. Полюбовавшись на наш ахтубинско-калмыцко-сочинский загар, они желают нам счастливо закончить наше путешествие. Взаимно.
Где-то в горах за Архипо-Осиповкой в лесу у обочины пообедали в придорожном кафе "Кавказская кухня", где сами пальцем показывали повару, какой кусок мяса нам зажарить на шашлык.
За Пшадой свернули влево в заповедник "Пшадские дольмены". Древние мегалитические сооружения впечатляют. Построили их 4 тыс. лет назад, а как и для чего их строили - непонятно.


Чуть дальше среди буйной кавказской зелени протекает горная речка с чистейшей водой - даже воды не видно. А выше по течению реки находится озеро "Чаша любви". По легенде, влюблённые юноша и девушка должны искупаться здесь обнажёнными, причём юноша должен нырнуть, достать со дна камень и подарить его девушке в знак своей любви. А вода-то в озере горная, холоднющая... И как подтверждение этой легенды - подхожу я с детьми к озеру и из-за кустов вижу обнажённых молодых женщину, мужчину и ребёнка. Они нас заметили, и женщина приглашает нас: "Проходите, не стесняйтесь, раздевайтесь и купайтесь!" Я поблагодарил, но мы всё-таки отошли за кусты и подождали, пока они уйдут. Попробовали воду - м-да... Хоть и жарко, но особого желания лезть в воду не возникло ни у кого.
Выехали на трассу и чуть дальше - левый поворот на Криницу, Бетту. Сворачиваем, подъезжаем - перед Криницей огороженная "цивилизованная" дикая стоянка. Да-а, это что-то: среди чахлых кустиков под палящим солнцем борт о борт стоят десятки машин с палатками, шум, гам, до моря довольно далеко... Бр-р... Разворачиваемся и едем в Дивноморск - хотели повидаться с хозяевами дома, где мы отдыхали в 1992 г. Нашли, но какой разительный контраст: 8 лет назад мы жили в фанерном бунгало, а сейчас на этом месте возвышается 3х этажный частный пансионат! Проехались по Дивноморску и идём на Новороссийск. Перед ним останавливаемся и делаем нашу ритуальную фотографию на фоне памятника погибшим кораблям в Цемесской бухте Новороссийска - почти каждый год мы бываем здесь.
Из Новороссийска на Анапу решил идти не по традиционной дороге, через Верхнебаканский с колоннами машин, а на перевале Волчьи ворота свернул налево к морю, на Раевскую. Дорога пустая и, как оказалось, понятно почему - сплошь военные полигоны, части, даже съезды запрещены.
В Анапе походили по магазинам, посетили морской порт, потолкались на центральном рынке, напротив него в фирменном магазинчике прикупили вина, и через Нижнее Джемете приехали в Витязево. Такого я давно не видел (привык останавливаться в уединённых местах) - на огромном песчаном пляже яблоку негде упасть, толпы народу. Еле нашли место, где бросить одежду и фотоаппарат, а тут ещё по радио объявление: "Не оставляйте личные вещи без присмотра!" Так и пришлось купаться по очереди... Плюнули, и уехали в Сенную и далее в Тамань.
В Тамани посетили музей-заповедник Лермонтова, а потом закупились в фирменном магазине "Таманские вина".


Это был третий из античных городов древних греков, которые мы посетили в этот день. Первый - Синдика, позднее Горгиппия (Анапа), второй - Фанагория, позднее Агриппия (станица Сенная), и Гермонасса (Тамань).
Сориентировавшись по карте-двухкилометровке, решили ночевать в Темрюкском автокемпинге в Кучугурах на Азовском море. Увы! Врёт карта, хоть и новая - всё это было в советские времена. Что ж, поедем в сторону Темрюка, помнится, по прошлым годам, от Пересыпи до Голубицкой полно было этих кемпингов. И действительно, без проблем устроились в один из них прямо на берегу Азова. Прожили здесь три дня и - не понравилось: цена - выше чем в Лоо, удобства - в 200 метрах, тёплый душ - платный. Да и детям уже все эти моря порядком поднадоели. Всё! Едем домой.
В Темрюке опять посетили Военную горку - экспонатов всё прибавляется, детям очень интересно полазить по ним. Ну и, естественно, опять фирменный магазин "Кубанские вина".
Из Темрюка - в Славянск-на-Кубани, Тимашевск, Каневская, Ленинградская и в Кисляковке выезжаем на «ростовку». Здесь и далее заваливаем прицеп всевозможными фруктами-овощами.


В Богучаре сворачиваем направо на Калач и через Елань-Колено в Грибановском выскакиваем на «волгоградку». В Тамбове уходим на Шацк, Сасово, Кадом, Барашево и 22 августа в час дня мы дома, в Сарове.
Итак, поездка длилась как всегда 19 дней (ей-богу, не знаю почему, но почти каждый год именно столько длятся наши поездки), пройдено 5300км. Ещё раз основные пункты: Саров, Волгоград, Астрахань, Элиста, Кавказские Минеральные Воды, Туапсе, Адлер, Анапа, Тамань, Ростов, Тамбов, Саров.
А в следующем году - на север!

Сергей Никифоров (aka NSA65)