По средней России 2010

(с) Сергей Никифоров (NSA65)

В этом году мне впервые дали отпуск не в августе, как обычно, а в апреле, так что гулять можно было весь май. Хорошо, что он выдался по июльскому жаркий, поэтому в поездке вопросов с погодой не возникало.
А поездку я запланировал исходя их отпуска дочери, которого выделили ей всего неделю :о(
Экипаж – я, жена и дочь. Сыновья уже давно не ездят с нами…
Выехали 15 мая курсом на Владимир, в котором мы должны были подхватить дочь. Всю дорогу до Мурома шли дождём, а после Оки, как всегда, погода изменилась – давно заметил, что Ока как граница погоды.
Оку впервые пересекли по новому вантовому мосту, широкому и пустынному. Подумалось, что на паромной переправе была бы традиционная очередь, да и на понтонном мосту тоже…
Во Владимире забрали дочь и через Гусь-Хрустальный, в начале и конце объездной которого рынки стекла/хрусталя, направились к первой цели нашего путешествия – Константиново, родины С.Есенина. Я-то там бывал, а вот мои женщины ни разу.
После Тумы и Спас-Клепиков до Константиново решил добираться не пересекая Оки, т.е. не через Рязань, Рыбное, а по нашему берегу, перед Солотчей свернув направо в Заборье, а Оку пересечь на пароме или в Новосёлках, или в Кузьминском.
После Заборья полевой дорожкой (хорошо, что дождей не было, а то бы там только на тракторе)





едем вдоль старицы Оки и километров через 5 увидели, что паром в Новосёлки не работает – бульдозером ровняют грунт на причале.
Пришлось ехать дальше, в Кузьминское, до которого было ещё километров 10. Поплутав по полям, с ходу подъезжаю к пустому парому, перед которым меня останавливает солдат: «Пропуск!» Я ему показываю свой зональный пропуск в наш город :о), но он мотает головой: «Пропуск на паром, переправа военная!» В общем, сторговались на 200х рублях («На краску для парома») и, дождавшись ещё пары-тройки машин (все легковые, но «свои»), поплыли.
А обычный паром оказался в 200х метрах далее и только причаливал к берегу…



Забравшись на крутой берег Кузьминского, «сросшегося» с Константиново, на стоянке оставляем машину и идём к домику Есенина, к школе, где он учился, на смотровую площадку на высоком берегу Оки, с которой открываются великолепные виды на заокские дали…





Суббота, экскурсионный день, у экс.бюро несколько больших автобусов, народу полно… Купив традиционный магнитик на холодильник, после Рыбного уходим налево на объездную Рязани, с которой сворачиваем на Михайлов, Тулу.
Перед Михайловым у деревни Поярково на берегу реки Жрака обелиск в виде штыка – здесь осенью 1941 года были остановлены немцы.
Проехав немного за деревню, за придорожной лесополосой встаём на нашу первую ночёвку.
С утра – вторая цель нашего путешествия, исток Дона, который находится в центре города Новомосковска, в детском парке.
При подъезде к Новомосковску поразил его город-спутник на другом берегу речушки Дон – г.Северо-Задонск. Такое ощущение, что развитие города остановилось на послевоенных 40х годах – обшарпанные двухэтажные домики, остатки асфальта на дорогах, мусор и грязь…
В роднике, источнике Дона, умылись, но пить воду не стали – первые пара метров берега Дона красно-рыжего цвета, много железа в воде.





Из Новомосковска через Донской, Кимовск и Епифань – в следующему пункту назначения, Куликово поле.
В Монастырщине идём в музей, осматриваем памятник Дмитрию Донскому, Аллею городов, приславших свои полки на битву, и переезжаем к памятнику, установленному в 1848 году на предполагаемом месте битвы.





Памятник сильно напоминает монумент, установленный на батарее Раевского на Бородинском поле. Кстати, в музее в первом же зале фотографии этих памятников расположены рядом, видно, тоже обратили внимание на их сходство.
Ходишь, смотришь, фотографируешь, а ведь до сих пор неизвестно, где именно происходила битва, не найдено место захоронения погибших воинов, не найдены остатки оружия и доспехов… Но остаётся факт, что битва была.
После Куликова поля через Куркино надо было выбираться на М4. И вот на скорости влетаю на разбитый участок дороги, левое заднее колесо рвётся об острый край выбоины, удар, грохот, звон – стоп машина…
Ну, думаю, фигня, сейчас запаску поставлю, и всех делов… Но всё оказалось гораздо хуже. Сняв колесо, вижу, что оторван задний мост, а у правой задней пружины сломан верхний виток…



Что ж, и это дело привычное – первый раз я мост отрывал почти 20 лет назад на ралли, а потом ещё несколько раз, но на предыдущей машине. Ключи в руки, снимаю поперечную тягу, кидаю её за передние сиденья дочери в ноги – и вперёд на сварку! Но уже медленно и печально, со скоростью 30-40, ибо на неровностях дороги кузов болтается, и задние колёса бьются об отбортовку крыльев.
Дотянул до М4 у Ефремова, заезжаю в него – увы, вечер воскресенья, всё закрыто. Опять выезжаю на М4 и плетусь с «аварийкой» дальше на юг, но федералка поровней и скорость поднимается до 60. Все придорожные «круглосуточные» авторемонты закрыты :о(
Еду дальше, трасса 1х1 со сплошной, за мной хвост, на расширениях перекрёстков жмусь правее, пропуская…
И лишь перед объездной Ельца справа увидел работающую СТО, где мне быстро, качественно и недорого приварили тягу, осмотрели сломанную пружину, которой я сам вынес вердикт – «ещё поездит».
Пока ребята работали, тут же рядом мы поужинали в кафе, я сходил в платный душ, потом сели в машину и поехали дальше искать ночёвку.
Утром по старой М4 после Хлевного, Конь-Колодезя сворачиваем в Рамонь, в которой из-за забора (не пускают – реставрация) осмотрели замок герцогов Ольденбургских (но больше нам понравилась надвратная церковь), а перед ним – памятник уроженцу Рамони, изобретателю знаменитой винтовки «трёхлинейки» С.И.Мосину.





После Рамони – в Воронеж, к «Котёнку с улицы Лизюкова».



Выбравшись из Воронежа по острогожскому шоссе, километров через 30 сворачиваем в Костёнки – посетить музей мамонтов и стоянок древнего человека. Но, как всегда в России, понедельник – выходной, зато завтра, 18 мая, день музеев и посещение будет бесплатно. Это мы удачно попадём… А сегодня тогда решили устроить днёвку на берегу Дона, предварительно выспросив у местных хорошее местечко.
Затарившись в магазине продуктами, встаём на высоком обрывистом берегу под высокими тополями – загораем, пьём пиво, гуляем по-над Доном, слушаем гулкие взрывы на другом берегу (там, оказывается, военный полигон)...



А ночью сильнейший шквал – ветер, дождь и ярчайшие зарницы прямо над головой, но ни звука грома! Странное явление…
Утром по сырой пашне выбираемся в Костёнки и в музей. Он оказался огромным бетонным «саркофагом», выстроенным в 70х годах над раскопанным жилищем людей эпохи оледенения (50 тысяч лет назад). Жилище построено из огромных костей мамонтов, его законсервировали в том виде, в каком его раскопали. А вообще в Костёнках и в округе раскопано более двух десяток стоянок древнего человека!



Раньше в музее стоял и сам мамонт, найденный почти полностью сохранившимся здесь же, но потом его забрал себе головной музей в Питере. Так что мамонт в питерском музее – из Костёнок.
Выехав из деревни, решили перекусить на обочине бутербродами с сервелатом, купленным вчера – а он оказался протухшим, целая палка! Свернув в следующее село, Сторожевое 1е, отдали эту пахнущую палку собаке с кутёнком. Вот им радости было! А местные мужики тихо офигевали, видя такое :о)



Сворачивая к Дону в сёла Сторожевое, Урыв, Девицу, Коротояк, всё пытался найти следы разгрома здесь в годы войны в ходе Россошанско-Острогожской операции венгерской армии, занимавшей участок фронта по берегу Дона от Воронежа до реки Тихая Сосна (южнее от Сосны занимали оборону итальянцы). Это было крупнейшее поражение венгерских войск за всё время их существования в истории. Сами они называют его «катастрофа по Урывом и Коротояком».
Но никаких следов, кроме мемориала «Сталинград на Дону» у поворота в Коротояк и «тридцатьчетвёрки» в нём же у понтонного моста через Дон…



Выехав на трассу, заприметил рекламный плакат авторынка в Острогожске – надо же, наконец, обзавестись запаской вместо разорванного колеса. И в первом же шинном «развале» прямо за воротами рынка купил точно такое же колесо, а в соседнем шиномонтаже его тут же сбортировали.
После Острогожска решил проехать в Дивногорье через Криницу и Копанищенский меловой завод. Это, как оказалось, было ошибкой, хотя местные с уверенностью объясняли дорогу просёлком вдоль железной дороги. Я честно пытался проехать, но после вчерашнего ливня дорожка превратилась в непролазную грязь.



Чертыхаясь, по крышу в ошмётках грязи, кое-как развернулся и заскользил обратно к выезду на трассу. А вот через Пухово по асфальту я быстро доехал до Дивногорья. Но уже вечерело и мы, выяснив про завтрашнюю экскурсию, решили ехать в Лиски ночевать.
Утром вернулись в Дивногорье, подождали экскурсионный автобус со школьниками-семиклассниками из Старого Оскола, присоединились к ним и полезли по лестнице вверх к подземному храму.. Хуже нет такой экскурсии – малолеткам абсолютно пофигу объяснения экскурсовода, бегают, шумят… Вскоре экскурсовод плюнул на них и стал рассказывать нам, немногим взрослым.





Обойдя подземный храм, полезли выше на плато, обозревая живописнейшую панораму, открывшуюся вверху, посетили валы хазарской Маяцкой крепости.



На этом экскурсия закончилась, и мы самостоятельно пошли смотреть Большой Каньон и поселение аваров (новодел).
В Дивногорье вернулись по дороге с другой стороны села, увидев на стоянке ещё один автобус со школьниками. Бедные экскурсоводы...



А мы поехали к следующему подземному монастырю – в Костомарово. Там перед шлагбаумом колоритный охранник дед-казак выдал дочери юбку и косынку, и мы опять карабкаемся осматривать штук семь или восемь храмов и келий, вырытых в меловой горе.



Потом в церковной лавке нашли монашку и она, узнав, что мы из Саровского монастыря, взяла ключи и повела открывать главный подземный храм, в который, говорят, помещается до 2000 человек. Вот в нём-то моя дочь и увидела оригинал Костомаровской иконы Божьей Матери («Расстрельной»), с которой она делала список (дочь работает во владимирской иконописной мастерской). С интересом при свете свечей осматриваем и другие иконы, поражаясь, что это оригиналы, ведь больно условия в подземелье неподходящие для их сохранения.



Выйдя на свет божий, мы не пошли осматривать храм нашего Серафима Саровского, у нас и свой такой есть :о)
Из Костомарово поехали в Колодежное смотреть водяную мельницу, работавшую ещё 15 лет назад. Облазили её всю, но комаров там было!.. Поэтому быстро попрыгали в машину и поехали в последний подземный монастырь, в Белогорье.





В нём местные нас направили к монастырю нижней дорогой. Да-а…, это было что-то! Оказалось, что в недавний разлив Дона этот просёлок затопило, после половодья по нему прошли трактора, оставив в теперь уже сухой дороге глубочайшие колеи, и пробираться по нему пришлось по узким гребням между колеями – если сорвёшься, повиснешь на брюхе, а колёса будут болтаться почти в полуметре от дна колеи…
Кое-как добравшись до хутора Кирпичи, на 1 передаче ползём в высоченную гору, взобравшись на которую, я и машина наконец-то перевели дух. Неужели в монастырь все ездят по этому ужасу?.. Да и где он сам?
Но, обогнув по полевой дорожке рощу акаций, увидели на пригорке открытый шлагбаум, а справа от него знак «Стоянка». Не поняв, что луг это и есть стоянка, заезжаю за шлагбаум. Слева вижу двухэтажный дом, от которого к нам направляется монах со словами: «Сюда заезжать нельзя, назад за шлагбаум». Но потом разрешил оставить машину здесь, сходил за ключами и повёл нас на экскурсию, сообщив, что его зовут отец Амвросий.
На вершине холма он рассказал нам историю верхних зданий монастыря, показывая места, где они находились, ибо всё было взорвано в 1937 году. Поведал, что в войну здесь, на высоте почти 80 метров над Доном, стояла артиллерийская батарея итальянцев, обстреливавшая Павловск, находящийся правее на другом берегу.
И вот мы перед входом в рукотворный подземный монастырь. Каково же было наше изумление, когда мы, помня небольшую подземную церковь в Дивногорье, помня несколько храмов и келий в Костомарово, узнали, что здесь 5 (пять!) уровней (этажей), а общая длина ходов – более 2 (двух!) километров! Это настоящие катакомбы!..



Кстати, огромный кусок мела перед входом отвалился только недавно, перед Пасхой, из получившейся ниши справа...
Внутри недалеко от входа работал реставратор-рабочий, очищая стены от надписей и копоти, а нас отец Амвросий с фонарём повёл вглубь этого удивительного сооружения. Долго он нас водил почти по всем уровням, не спускались только на самый нижний, 5й. Каждый уровень имеет выход на свой «балкон» над Доном, с которого сбрасывали в реку отрытый при проходке мел. Стены большинства ходов-штолен изрезаны надписями, а потолки закопчены. Тем разительней контраст отреставрированных участков и келий с их чистейшей белизной мела. Жаль, фотографировать нам запретили...
Много интересного об истории, о настоящем и будущем монастыря нам рассказал этот очень нам понравившийся монах. Но время уже вечер, и нам пора уезжать. На прощание отец Амвросий рассказал нам про верхнюю дорогу, по которой мы быстро добрались до Белогорья, по пути спугивая зайцев в полях.
Переехав Дон, вышли на М4 и заночевали за Павловском. Очень насыщенным получился этот день, с посещением трёх подземных монастырей…
Утром поехали в Миллерово, хотели повидать родственника, но не удалось. И пустились мы в обратный путь, выехав из Миллерово в Вёшенскую.



8 лет назад мы уже были на родине Шолохова, но сейчас ещё раз посетили усадьбу писателя, его могилу и скульптуру Григория с Аксиньей над Доном.



Из Вёшенской пустынной дорогой – в Казанскую, Шумилинскую и в Раскольном на стыке с волгоградской областью опять уткнулись в отвратительный грейдер между Раскольным и Кругловкой. Я думал, что за эти 8 лет его привели в порядок, но куда там… Только табличка появилась с надписью, что-то типа «в дождливую погоду вы здесь не проедете»…
В общем, вместе с Кругловкой набралось 10 км этого безобразия.
Но зато потом асфальт, Нехаевская, Урюпинск, выезд на М6 и встаём на ночёвку уже в Тамбовской области.
Утром через Александро-Невский, Ряжск и Сапожок выходим на М5 и едем до Кириц, где обедаем и осматриваем усадьбу Дервиза, построенную архитектором Шехтелем, в которой сейчас детский санаторий.



Потом возвращаемся чуть назад и сворачиваем в Старую Рязань. Бывшая до 1237 года столица Рязанского княжества впечатляет своими размерами и расположением на высоченном берегу Оки. Но увы, с тех древних времён на городище не осталось вообще ничего, кроме валов и раскопанного археологами фундамента собора Бориса и Глеба 1194 года.



По понтонному мосту переезжаем на другой берег Оки



(мост сразу после нас развели для пропуска этого буксирчика) и вскоре через Мурмино доезжаем до трассы на Солотчу. Потом опять через Спас-Клепики, Туму и Гусь-Хрустальный во Владимир, где оставляем дочь, и выезжаем на Нижний – лет 20 я уже не ездил по этой трассе, всё через Муром да через Муром…
Слов нет, дорога отличная, но уж больно скучно по ней ехать, как кирпич на педаль положил :о))
В Лесной Поляне перед Нижним уходим направо на новую объездную, обозначенную знаком «Автомагистраль», и быстро добираемся до Арзамасского шоссе, по которому и доезжаем до родного Сарова.
Итак, это было самое короткое наше путешествие за 20 лет – 8 дней и 3700 км.
И традиционный вопрос себе: «Куда же в следующем году?»

(с) Сергей Никифоров (NSA65)