Первое автопутешествие за рубеж - 2008

(c) Сергей Никифоров (NSA65)

Всё началось с того, что наш младший сын подписал контракт на работу за рубежом в американской компании Red Hat, один из филиалов которой находится в сербском городе Вршац, в 80 км от Белграда. Вот тогда-то и зародилась идея поехать к нему в отпуск в гости.
К этому времени с меня как раз сняли допуск к секретности, так что мы дружными семейными рядами весной отправились подавать заявления на загранпаспорта (я, жена и дочь, у сыновей они уже были).
Получив их, я тут же поехал в Москву в румынское посольство за двукратными транзитными визами, кои успешно и получил через неделю, на которых была обозначена дата въезда - 5 сентября. Таким образом определилась дата отъезда - понедельник 1 сентября, "День знаний", за которыми мы с утра и поехали :о)
Маршрут вкратце наметил такой: Саров-Украина-Румыния-Сербия-Черногория-Сербия-Румыния-Молдова-Приднестровье-Украина-Саров, забрав по пути в Черногорию младшего сына из Сербии (старший сын работает в Москве). Экипаж и машина всё те же: я, жена, дочь и ВАЗ-21065, 1,8л.
Имея в запасе до начала действия виз 4 дня, решил не торопиться, наметив по пути к границе Румынии посетить несколько мест, в которых ещё не бывал.
Выехали в дождь, так что уже в тамбовской области с её грязями тщательно намытая к отъезду машина напоминала работу аэрографов, к которой свои мазки добавил десятилетиями не ремонтируемый участок в конце рязанщины на моршанской трассе.
Погода постепенно улучшалась и когда, традиционно поплутав в Воронеже, мы наконец выехали на курскую трассу, солнце светило вовсю.
На первую ночёвку остановились, как я и планировал, прямо в сквере мемориала "Прохоровское поле", проехав 800 км.
Хотя мы здесь уже и бывали, утром ещё раз всё осмотрели, посетив появившуюся слева от дороги (раньше её не было) выставку советской бронетанковой техники.


Потом, доехав до Яковлево, сделали небольшой крюк по М2 в сторону Москвы, чтобы опять же ещё раз посетить музей-мемориал Курской битвы.
Границу с Украиной пересекали в Вел.Писаревке, потратив на это 35 мин, заполняя "миграционки", и поразившись отвратительному качеству асфальта сразу же после границы.
Поменяв в Ахтырке деньги на первую на нашем пути валюту (гривны), двинулись через Зеньков в гоголевские места - в Миргород, в котором посетили курорт с одноимённым названием. Красивое место - ухоженный парк, территорию которого пересекает широкая река Хорол, через которую перекинут пешеходный мост, утки-лебеди в прудах, бювет с минеральной водой... Которая нам, кстати, показалась отвратительной (но это наверное от жары) :о)


Отведав миргородского мороженого, поехали через Хорол, Мусиевку, Оржицу на Золотоношу, перед которой свернули налево на длиннющую дамбу-мост через Днепр, на другом берегу которого - Черкассы, в которых подивились мудрёной развязке на Смелу.
Ночевать остановились перед Шполой за лесопосадкой на выкосе в кукурузном поле, удивившись высоте, силе и густоте кукурузы. Только разложились - подлетает чёрный навороченный джип: "Не положено - частная собственность, элитное поле, уезжайте". Маленько прифигев, я всё-таки упросил стража переночевать здесь, уверив, что их драгоценную "царицу полей" даже и не трону, хотя жена всё подговаривала надрать её домой. Прикинув, сколько тысяч километров везти её через несколько границ, я сурово осадил её - "не положено, так не положено!" :о) И правильно сделал, так как буквально через полчаса уже по-тёмному к нам подлетел ещё один страж, уже на светлом джипе. Не дав ему и рта раскрыть, я гордо поведал ему, что "нам разрешено!" Заодно поинтересовался, что это за такой крутой у них кукурузный хозяин, с такой охраной на джипах. Оказалось, что не только кукуруза принадлежит ему, но и все засеянные вокруг поля - пшеницей и ещё черт знает чем!..
Утром следующая запланированная остановка - Умань, осмотр дендропарка "Софиевка". Да-а, замысел графа Потоцкого, воплощённый Метцелем, удался! Столько всего создать на небольшой, в принципе, площади... Водоёмы с лебедями, водопады, гроты, скульптуры, фонтаны, шлюзы...


Даже настоящая гондола с гондольером к вашим услугам на Верхнем пруду, за 80 грн! И колёсный пароходик! И кареты! И электропаровозик! Народ катается...
Закусив на выходе из парка гигантскими хот-догами, через Гайсин и Немиров (в котором полюбовались на огромное здание со знакомыми буквами "Nemiroff") подъехали к объездной Винницы. На заправке у тётки спрашиваю, как проехать к ставке Гитлера, на что получил подробный ответ(!). Несколько километров по шоссе на Житомир - и указатель "Ставка Вервольф направо".


Повиляв по узенькой дорожке вдоль леса, справа видим что-то похожее на ранее видимые фото ставки. На машине проехали прямо на поляну с остатками стен взорванного бункера. Многометровой толщины железобетонные стены широко разбросаны по поляне - взрыв 60 тонн авиабомб сделал своё дело... Проехав по лесным дорожкам мимо других остатков бункеров (всего их было 3), остановились у сохранившегося бассейна, из которого буйно росла высокая трава, благодаря местным жителям, отодравшим все керамплитки с его дна. Тут же рядом местный на машине продавал книгу "Ставка Гитлера Вервольф в пространстве и времени" с большим количеством фотографий 1942-1943гг, схемами, чертежами. Автор - бывший винницкий генерал КГБ И.Загородний. Я тут же купил её, посмотрев на фото 1942г того же бассейна, рядом с которым стоят Гитлер, Геринг, Борман и другие высшие бонзы рейха.


Перекусив на объездной Винницы в красивом кафе со стандартным названием "Вдали от жён", через Луку-Барскую, Бар и Дунаевцы под вечер приехали в Каменец-Подольский. В далёком детстве я зачитывался двухтомником В.Беляева "Старая крепость" и вот спустя столько лет я решил посетить это историческое место. Проехав мимо Старой Крепости, выехали за город и встали на ночёвку.


С утра подъехали прямо к главному входу в крепость, обратив внимание, что проезд по мощёной дороге мимо крепости запрещён с 10 до 16 ч, и встали за будочкой кассы. Дождавшись 9 часов, купили билеты и пошли на осмотр.
Облазив с дочкой все стены, башни, подземелья, посетив камеру с заточенной в ней восковой фигурой Устина Кармелюка, сфотографировавшись в кромешной тьме настоящей темницы, через пару часов мы готовы были двинуться на машине дальше.
Вот тут-то и сыграл свою роль увиденный ранее знак!
Ещё в процессе езды мимо крепости туда-сюда, я обратил внимание на два столба, вделанных в брусчатку мостовой так, что легковая едва протискивается между ними. Так вот оказывается, что во время действия знака из мостовой посредине этих столбиков поднимается третий столб и проезд закрыт наглухо! А так как машина у меня стояла на территории крепости, то мы автоматически становились пленниками крепости до 16ч! Офигев от перспективы торчать тут целый день, я обратился к местным рабочим-реставраторам, один из которых мне и подсказал таки, как вырваться из ловушки, сразу за мостом свернув в узенькую неприметную улочку с большими вывороченными булыжниками вместо покрытия. Попрыгав по ним, обогнув квартал, я всё-таки вырвался из крепости! :о)
На Ивано-Франковск я решил идти окольными тропами через Скалу-Подольскую, Борщёв (сразу Афоня вспомнился :о)), Залещики, Городенку, Тлумач... Это было рискованное решение. Оказалось, что во-первых, от Борщёва до Залещиков, в которых проходит трасса Тернополь-Черновцы, дорога представляла собой местный танкодром, а во-вторых и от Залещиков до Городенки оказался пыльный грейдер... В итоге на тамбовские грязи сверху легла белая пыль западноукраинской щебёнки.
А пока ездил взад-вперёд по этим Залещикам в поисках выезда на Городенку, увидел памятник Степану Бандере, открытый там 15.10.2006г.


Пройдя весь Ивано-Франковск насквозь, через Калуш, Долину, Торунский перевал (941 м)


и Межгорье подъехали к Хусту (в нём мы уже были 10 лет назад). В Вел.Копане свернули налево на Виноградов, в котором последний раз перед румынской границей закупились продуктами и встали на ночёвку на берегу старой знакомой - Тиссы. Всё, завтра 5 сентября, как и положено визой, мы въедем в Румынию.
Вечером на берегу я не только отдраил машину от "аэрографии", но и сам с удовольствием искупался в Тиссе, чтобы поутру чистенькими предстать перед пограничниками :о)
Утром - граница. Потратив 25 мин, въехали в Румынию. Всю её мы проехали на одном дыхании и на одном баке бензина, только разок остановившись в придорожном ресторане на обед ("кафе" в нашем его понимании там нет), впервые попробовав чорбу и чевапи. Дыхание то дыханием, но вот проезд стоящих на этой трассе четырёх крупных городов (Сату-Маре, Орадеа, Арад и Тимишоара) занимает много времени...
Потратив 15 минут на пересечение границы, въезжаем в Сербию, а ещё через 10 км - в Вршац, в котором благополучно отыскиваем младшего сына. Знакомимся с его хозяевами жилья - очень приятная пожилая пара сербов, Вука и Славко, ночуем и утром, захватив взявшего недельный отпуск сына, отбываем в Белград, до которого всего 80км.
В Белграде смотреть особо нечего, кроме старинной крепости Калемегдан (хотя ещё мы посмотрели на разбомбленные американцами в 1999г здания, которые сербы принципиально не восстанавливают), что мы и сделали, опять заехав прямо в крепость :о) Больше всего поразил Военный музей - если у нас в стране в основном представлена советская и немецкая техника, то там в основном других стран: Польши, Чехии, Австрии, Франции...
Польская танкетка.


Полазив по крепостным стенам, налюбовавшись на панораму слияния рек Савы и Дуная, пытаемся выехать из Белграда в сторону Черногории. Не тут-то было! Плотная пробка на выезде из города на почти 40-градусной жаре измотала нервы - идёт большая стройка объездной Белграда.
Ближе к Чачаку равнинная местность начинает сменяться горами, а при подъезде к черногорской границе мы уже полностью во власти гор.


Но поразили не сами горы, не их ущелья и высоты, ни даже автодорога с её поворотами, многочисленными тоннелями, а поразила железная дорога! Это какой же труд надо было затратить, чтобы сквозь горы провести её! Многокилометровые тоннели, высокие мосты на выходе из них, насыпи, лавинозащиты... А мы один Северомуйский тоннель на БАМе больше четверти века строили...
Перед Ново-Варошем горы внезапно расступаются, и открывается панорама лазурного Златарского озера. Залюбовавшись им, останавливаемся у придорожного ресторана перекусить традиционными чевапами, наблюдая за многочисленными купальщиками внизу. Ожидая заказ, мечтали искупаться на такой жаре, но отобедав это желание как-то притупилось :о)


Но вот и граница с Черногорией. Первым делом к нам подошёл мужик и за 10 евро продал наклейку на лобовое стекло, оказалось - экология. Я потом у погранца ихнего спросил, он подтвердил, что без неё нельзя. Хотя потом никто ей не интересовался.
20 минут и мы в Черногории. Переночевав за Биело Поле на красивой поляне в горах, после Мойковаца и до Колашина идём вдоль живописнейшего каньона реки Тара, которую черногорцы считают самой чистой рекой Европы. Но вот и Подгорица (причём черногорцы ударение ставят на первый слог). Проехав её насквозь, едем вдоль левого берега реки Морача, впадающую в Скадарское озеро, самое большое озеро на Балканах с 40 островами!
После озера на побережье Адриатики можно попасть двумя дорогами - верхней, с выходом на прибрежную трассу Ульцин-Херцог-Нови в Петроваце, или нижней, через тоннель, с выходом ближе к Бару, в Сатуморе. Мы выбрали верхнюю и в Петроваце свернув налево, через 20 км были в Баре.
Бар - город-порт под горным массивом Румия (почти 1600м). Порт самый большой в этой части Европы и имеет большое экономическое значение для Черногории. А ещё в Баре находятся большие оливковые рощи, которым почти 1000 лет! Причём самое старое дерево Европы - это как раз олива в Баре, которой свыше 2000 лет!
В 3,5 км от побережья находится Старый Бар, город-крепость на вершине скалы, которому больше 1000 лет. Он хорошо сохранился, но землетрясение 1975г основательно разрушило его, но всё равно интересно побродить по древним каменным улочкам, осмотреть округу с высоты стен...


Из Бара вдоль побережья, любуясь красивыми видами на Адриатику, едем в Ульцин, до которого 24км.
Ульцин - город на самом юге черногорского побережья Адриатики.
Вид на море с высоты крепости.


Улочка внутри неё.


От него дальше на юг до реки Бояны (это граница с Албанией) расположен самый большой пляж Адриатики (Велика-Плажа) с тёмно-серым от большого содержания йода песком - 13 км! На острове Ада в устье этой реки расположена ещё одна достопримечательность - крупнейший нудистский пляж. Мы заехали на этот остров, но, уткнувшись в шлагбаум с охранником, развернулись и поехали обратно в Ульцин, при подъезде к которому нас перехватил мужик: "Русский! Вилла, апартаменты?"
Осмотрев апартаменты, расположенные тут же рядом, по 5 евро с человека в сутки, поехали посмотреть и его виллу в самом городе, по 7 евро с человека. Решили всё-таки снять апартаменты, уж больно крутая дорога до пляжа от этой виллы. В итоге вместо одной 4х местной комнаты за 20 евро (5х4чел), поторговавшись, сняли 2 смежные комнаты за 25 евро. Отдельный вход, своя кухня с плитой и холодильником, а в каждой комнате свой отдельный санузел с душем и умывальником плюс лоджия тоже с холодильником и эл.плиткой.
Вид со двора.


Тут мы прожили 4 дня, купаясь в море, загорая, облезая, попивая пиво "Никшичко", в один из этих дней справив 50-летие жены и ДР у дочери.




Потом поехали вдоль всего побережья Черногории до границы с Хорватией, по пути посетив Св.Стефан, Будву, Котор, Херцег-Нови.
Св.Стефан - это маленький средневековый городок, воздвигнутый на небольшом скалистом острове, соединённый с побережьем рукотворной дамбой, с высоты смотрящийся очень живописно.


Будва - один из самых красивых и старых городов на черногорском побережье Адриатики, находится в центральной части черногорского побережья. Здесь мы посетили крепость Цитадела (XV в.), в которой, как и во всех старых крепостях побережья, до сих пор живут люди, подивились обилию океанских яхт на причале.


В крепости в сувенирном магазинчике купили карту 2х километровку Черногории, по которой мы в дальнейшем и прокладывали наш маршрут.
Крепостная библиотека в Цитаделе.


Котор - небольшой, но очень колоритный город в самом конце Которского залива, самого большого и красивейшего фьорда Средиземноморья, который врезается в сушу на 28 километров. И опять внутри крепости жилой средневековый город с обилием узких улочек, выходящих на просторные площади, многочисленными костелами, православными церквями. Здесь находится самая узкая улица в мире, называющаяся "Позволь мне пройти". Улица настолько узка, что два человека с трудом могут разминуться:


Из Котора дорога идёт вокруг всего залива по самому краю его берега через маленькие городки Пераст с двумя миниатюрными красивыми островками Госпа од Шкрела и Светой Джордже


Рисан, бывшей столицы иллирийской царицы Теуты; Биела, и наконец упирается в Херцег-Нови, один из самых известных курортов страны, расположенный у входа в Которский залив и по склонам горы Ориен.
И наконец после соседнего городка Игало дорога резко отворачивает от залива вправо в горы и через 7 км упирается в границу с Хорватией. На ней мы простояли час под открытым палящем солнцем, пока нас хорватский пограничник не завернул обратно за отсутствие туристического ваучера :о(
Пришлось нам возвращать обратно по той же дороге вдоль залива до Рисана, в котором, судя по нашей карте, вверх в горы вела дорога к следующему пункту нашего маршрута - монастырю Острог.
От Рисана дорожка (именно дорожка, натуральная "козья тропа", только асфальтированная, шириной ровно в ширину машины) серпантинами круто лезет в горы, причём серпантины следуют сразу один за другим. Дорога вырублена почти в отвесном склоне горы, т.е. в полуметре от бока машины без всяких ограждений - пропасть в несколько сот метров, а с другого бока - отвесная скала. И всё это среди цепляющейся за скалы густой зелени, так что встречную увидишь в последний момент, хорошо, что их там практически нет. Что у меня и получилось, когда я почти забрался на высоту 700 метров, откуда открылся красивейший вид на Которский залив.


Встречной оказался грузовой фургончик. Почти уткнувшись друг в друга капотами, мы постояли в раздумьях, потом я осторожно задним ходом начал сдавать назад до первого мало-мальского расширения дорожки. Ощущения от движения задним ходом над самым обрывом, в который у меня жена даже и глянуть боялась, ещё те... Я прижался к скале, он над самым обрывом вплотную всё-таки протиснулся мимо меня, поблагодарив.
Пройдя перевал, дорожка вывела на горное плато, по которому, виляя, через Хан и Грахово вывела меня на трассу Никшич-Требинье (Босния и Герцеговина) в Вилуси, рядом с границей БиГ. Повернули направо, обрадовались наконец-то нормальной дороге и через 35км, полюбовавшись с высоты необычным видом Сланского озера, уже по-тёмному въехали в Никшич, на выезде из которого на лугу на берегу речки и заночевали.
Утром, выбравшись на трассу на Подгорицу, буквально через 10км после пары тоннелей указатель "Монастырь Острог налево". Переехали реку Зету и опять полезли в горы точно по такой же дорожке, по которой вчера ехали из Рисана. Только подниматься пришлось ещё выше, на высоту 900м.
Сначала докарабкиваемся до Нижнего монастыря, из которого виден Верхний, Горный Острог. Впечатление такое, будто монастырь висит в воздухе, а над ним на горе виден белый крест.


Монастырь основан в 1650г., в нём хранятся мощи Св.Василия Острожского, чудотворца-целителя, умершего в 1671г.
Побродив по монастырю, поклонившись мощам, бросив монетки в пропасть, опять спускаемся к Нижнему монастырю, где я обращаю внимание на пару здоровенных двухэтажных туристических автобусов. Неужели они забрались сюда по той самой "козьей тропе"?! Оказалось, с другой стороны, со стороны Подгорицы, подходит ещё одна дорога, асфальтированная двухполоска. Обрадовавшись, что не придётся спускаться по "тропе", с удовольствием катим вниз. Но это асфальтированное удовольствие быстро кончается, сначала пошёл грейдер, а потом вообще просто разровненный скальный грунт.
Свернув где-то не туда, опять лезу в горы по узюсенькому асфальту среди буйной зелени, из которой один раз прямо передо мной внезапно на дорогу вышла корова. Отдышавшись, аккуратно ползу дальше. Поплутав среди внезапно появлявшихся там и сям в горах одиночных крыш домов, в сплошном безлюдье, понимая, что так я дальше далеко могу уехать в горы, принимаю решение вернуться на исходные позиции, откуда я быстренько нашёл выезд на Даниловград.
От Даниловграда по нормальной дороге всего 18км до Подгорицы, проехав которую я выехал на знакомую трассу на Белград.


Через 3 часа я был уже на границе и, потратив 15 мин на её прохождение, въехал в Сербию.
Опять пообедав в красивом ресторане над Златарским озером (другим), под начавшимся дождём проехал Ужице, Чачак и, не доехав 100 км до Белграда, уже в темноте заночевал.
На следующий день опять моросит дождь, и как оказалось - до самого дома :о( Прошли Белград, доехали до Вршаца, высадили сына, в обмен получив от его хозяев по бутылке самодельной ракии :о)
Границу с Румынией прошли в рекордное время - 5 мин! Сам не поверил :о)
Сразу после границы в Моравите свернул на Оравиту и по маленьким опять-таки горным дорогам через Анину в Оршове опять увидел Дунай, вдоль берега которого, через Железные Ворота (это горная теснина), в которых через Дунай перекинута плотина с автодорогой (на том берегу - Сербия), доехал до Дробеты-Турну-Северин.
Типичная румынская деревня.


Заночевав на притоке Дуная реке Жиу перед Филиашами, далее наш путь пролегал в Трансильванию


через Крайову, Питешти и, не доезжая 26 км до Брашова, вот он - замок Бран, более известный как замок Дракулы.


Как раз внезапно расступились тучи (не иначе как его проделки :о)), выглянуло солнце, и мы совершили экскурсию по этому хаотично построенному замку, в котором ни словом, ни экспонатом, ничем не упоминается имя знаменитого вампира. Просто это бывшая жилая резиденция румынского короля Фердинанда I и королевы Марии, жившими здесь с 1922г, с хорошо сохранившимся интерьером. А вот на многолюдном базарчике внизу у дороги Дракулы полно - и в масках, и в фигурках, и в книгах...
После Брана горы расступаются, шоссе выходит на равнину и вдалеке на горе среди зелени виден ещё один замок, до которого от Брана всего 15км. Город и замок называются Рышнов (Rasnov). По настоятельной просьбе экипажа опять по узкой дорожке лезу в гору к замку.


Экспозиция внутри полуразрушенного замка представляет собой смесь из предметов крестьянского быта (телеги, котлы, утварь) с орудиями пыток (колодки, дыба, клетки).


Старые гравюры, фотографии которых развешаны на стенах, во всех подробностях показывают процессы пыток, а в довершении ко всему в пол вделана стеклянная плита, под которой виден натуральный скелет женщины, найденный здесь же.
Пройдя Брашов, перед городком с мягкозвучащим названием Онешти забрался на гору для ночёвки. Когда стемнело, внизу зажглись городские огни, а вот вдалеке на вершине горы напротив зажёгся белым светом огромный крест, довольно жутковато смотрящийся в темноте ночи...
Утром прошли Бачау в направлении на Васлуи, Хуши и в Албите упёрлись в границу с Молдовой. В общем, за последующие 3 часа я прошёл 3 границы (Румыния-Молдова, Молдова-Приднестровье, Приднестровье-Украина), затратив на каждую по 20-30 мин.
При въезде в Молдову я впервые заплатил за въезд в страну - 64 молдавские леи: за дезинфекцию (фонтанчики этой гадости бьют прямо из асфальта), какой-то налог и фиг знает за что ещё. Дал 5 евро, получив 5 молд.лей сдачи.
Далее по пустынной отличной дороге долетел до Кишинёва, где меня впервые за поездку остановили гаишники, для проверки документов.
Выезд из Молдовы в Приднестровье на Дубоссары свободный, их погранец только рукой махнул. На мосту через Днестр стоят наши миротворцы. А вот приднестровцы взяли пример с украинцев - то же заполнение миграционных карточек! Которые они отбирают через 23 км - именно столько "простирается" ПМР в поперечнике :о)
Отобрали - и тут же опять их заполняй, только теперь украинские. Тьфу, волокита...
Украинский таможенник, попросив открыть багажник, заметил: "Что-то у вас вином пахнет". А мы и сами начали замечать, что вроде как бы из багажника самогоном попахивает :о) А мы везли бутылки и с итальянским сухим красным, и со сливовицей-бренди, и ту ракию, подаренную во Вршаце... В общем, уверив таможенника, что это мокрая палатка и бельё так пахнет, только дома при разгрузке багажника обнаружили, что из литровки белой самодельной ракии испарилось грамм 250 :о)
После границы - прямая дорога на Кировоград. Но эта дорога - это что-то! Я таких дорог не видел. Это "мёртвая дорога"! Четверть тысячи километров прямой как стрела бетонки без какой-либо инфраструктуры! Т.е. вообще никакой - ни сёл, ни придорожных кафешек, нет даже заправок! Даже машин - и то раз-два и обчёлся...
В наступающих сумерках под моросящим дождём она производит гнетущее впечатление, к которому начало примешиваться чувство тревоги - давно горит лампочка бензина. Прошу дочку в атласе автодорог посмотреть, есть ли вообще заправки на этой "мертвечине".
Нашла одну, и то в стороне, хорошо, что мы её ещё не проехали. На ней заправщик сказал, что действительно, их заправка - единственная на всей трассе (!), согласившись с моим определением "мёртвая дорога".
Я подозреваю, что эта "стрела", направленная прямо к нашим бывшим западным границам, была когда-то построена исключительно в военных целях, для быстрой переброски войск.
Утром - объездная Кировограда с путаной развязкой на Кременчуг, Полтаву. Кстати, не раз я потом ругал наши бестолковые указатели или вообще их отсутствие, вспоминая чёткие, всегда к месту поставленные зарубежные.
Но вот и объездная Харькова, после которой упираемся в "родную" Гоптивку. Низкие тучи, дождь, наступающие сумерки добавляли уныния, увидев вечную здесь очередь. Эта последняя на нашем пути граница оказалась самой "длинной" - 1ч 10мин.
Пройдя её, возникла проблема - у нас совершенно не было рублей! Вечер, а нужно заправиться и где-то искать ночлег (дождь ведь). В общем, помыкавшись по ближним АЗС и придорожным кафешкам в поисках обмена, так и пришлось вернуться на границу за наш въездной шлагбаум, узнав, что там есть отделение Сбербанка России, в котором наконец-то сняли с карточки рубли.
Перед Белгородом свернули направо на Корочу, Стар.Оскол, ища мотель. Осмотрели парочку, не понравились высокие цены, и решили ехать дальше. Темнота, дождь, грязь, да ещё правым бортом налетел на труп собаки... В общем, плетусь потихоньку. Тут меня с ходу на хорошей скорости обгоняет грузовик - носатый "американец". Я тут же "сел" ему на фонари, чувствуя, что мужик отлично знает дорогу. Так я за ним не отставая и пролетел сотню километров до Губкина, в котором всё-таки решил искать гостиницу.
Всего лишь каких-то полтора часа поисков в темноте в незнакомом городе - и в половине одиннадцатого мы заселяемся в гостиницу при спорткомплексе "Горняк".
А выехав утром, приняли решение к вечеру быть дома. Да и рассеявшиеся тучи, выглянувшее наконец-то солнце внушали оптимизм, которое не испортило обязательное блуждание по Воронежу :о) В тамбовской области обнаружили, что у здешних "волков" (гаишников) видимо какой-то рейд, столько их я здесь никогда не видел. Ну и естественно всё-таки попал к ним в лапы: на обочине стоит стройтехника, ограничение скорости, никого... Кроме них: "Превышение скорости более 60 км/ч". Изъятие прав... Уныло бреду к их машине, вспоминая, как в прошлогоднем путешествии по Горной Адыгее дважды на юге попадал на изъятие, но тогда обошлось.
Но и здесь видно судьба была благосклонна ко мне - после душевной беседы мне отдают документы и желают счастливо добраться до дома, до которого осталось 400 км.
И вот этот последний рывок - и в 7 вечера мы въезжаем в родной Саров.

Итоги: 17 дней, 7300км, 42тыс.руб (использовано 5 валют: рубли, гривны, рум.леи, серб.динары, евро), из них ровно
50% - на бензин, 0 руб штрафов.

Цены на бензин: Россия (92й) - самый дешёвый;
Украина (92й) - 6 гривен (х5,5);
Румыния (95й) - 4 леи (х10);
Сербия (95й) - 102 динара (/2);
Черногория (95й) - 1,22 евро (х36,5).

Сергей Никифоров (aka NSA65)